Серебряная подкова

Серебряная подкова - конноспортивный клуб

   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лошадь

Серебряная подкова  г. Екатеринбург

 

         

Фотогалерея

   

О нас

Контакты

Услуги

Схема проезда

Видеогалерея

Это интересно

               
 

Это интересно

В помощь начинающим (оглавление)

Преодоление препятствий


Лошадь преодолевает препятствия прыжком. Прыжки бывают: в ширину, в высоту, снизу вверх и сверху вниз.

При прыжке лошади через препятствие различают четыре момента: подход к препятствию, отталкивание лошади от земли и подъем на препятствие, подвисание над препятствием и опускание на землю после прыжка.

Для преодоления препятствий лошадь использует скорость движения и свою мускульную силу.

Основным аллюром движения лошади на прыжках является галоп. Небольшие препятствия могут преодолеваться на рыси, как правило, в прямом направлении.

При первоначальном обучении верховой езде преодолевать препятствия разрешается только на рыси, затем по мере подготовки всадника переходить к преодолению препятствий на галопе. Широкие и высокие препятствия преодолеваются на более резвых аллюрах.

Разнообразные препятствия уставных размеров - высотой 50-100 см и шириной до 3 м - преодолеваются всадником на специально оборудованном поле. Нормальной нагрузкой для всадника и лошади на первых уроках будет 5-6 прыжков, в дальнейшем эта нагрузка может быть увеличена до 10 прыжков. Такую нагрузку можно давать лошади 3-4 раза в неделю.

Для прыжка всадник должен подводить лошадь к препятствию с легким упором лошади на повод и в плотно прижатых шенкелях, а непосредственно перед препятствием дать ей возможность вытянуть шею, отдав для этого поводья, и сидеть в седле так, чтобы не мешать прыжку лошади.

Прыжок лошади будет легким, широким и настильным только в том случае, если всадник не помешает ей сохранить равновесие. Всадник перед препятствием должен отдать повод настолько, чтобы не потерять мягкой связи со ртом лошади, прекращая в то же время всякое движение шенкелями и корпусом. Всадник должен сидеть в седле спокойно, без напряжения и сохранять правильное положение своего корпуса во все моменты движения лошади через препятствие.

Разгорячившуюся лошадь всадник должен успокаивать голосом и лаской; не следует пускать ее на препятствие с большого разгона. В этом случае лучше сделать несколько вольтов вокруг препятствия либо вблизи него и затем, успокоив лошадь, совершить прыжок так, чтобы он оказался до некоторой степени неожиданным для лошади. В случае отказа лошади преодолеть препятствие необходимо снизить это препятствие и заставить лошадь преодолеть его, после чего огладить лошадь и дать ей отдых.

Наиболее распространенными недостатками у лошадей на прыжке обычно бывают обнос или закидка лошади с внезапной остановкой перед препятствием или обходом его стороной. Причиной этого обычно является нежелание лошади прыгать вследствие нерешительности или неправильного поведения самого всадника на лошади.

Если лошадь обносит вправо, всаднику следует набрать левый повод, усилить давление правого шенкеля, а затем резким нажатием обоих шенкелей послать ее вперед; если лошадь обносит влево, то в этом случае необходимо действовать поводьями и шенкелями наоборот. В случае упорного нежелания лошади прыгать через препятствие всадник должен подвести ее шагом к этому препятствию для ознакомления, а затем осадить на 10-12 шагов назад и вновь энергичным посылом шенкелей выслать лошадь на препятствие.

Нередко встречается прыжок лошади "козлом", когда она одновременно отталкивается всеми четырьмя ногами, то есть лошадь поднимается на препятствие круто вверх с некоторой задержкой перед препятствием. Это происходит чаще всего от преждевременного повышения препятствий, когда лошадь еще не вполне подготовлена к высоким прыжкам предварительными упражнениями, и, кроме того, от возможного "цука" - задержки повода самим всадником, то есть несвоевременной отдачи повода и отставания корпуса всадника.

Устранение этого крайне нежелательного явления достигается всадником путем возвращения лошади к прыжкам через клавиши и к преодолению широких, но невысоких препятствий. Вести на препятствие такую лошадь следует на большой скорости с энергичным посылом шенкелем, а при необходимости и хлыстом. Подводя такую лошадь к препятствию, всаднику следует всегда предвидеть возможность ее отказа сделать прыжок, поэтому он не должен допускать заминки лошади перед препятствием и энергично посылать ее вперед.

Часто наблюдаются такие недостатки у лошади, как зацеп препятствия передними или задними ногами, а также опускание лошади на землю сначала на задние ноги или одновременно на задние и передние ноги.

Первый недостаток происходит от небрежного прыжка лошади вследствие привычек, выработанных безнаказанностью сбивать падающие препятствия; второй зависит исключительно от неправильного управления всадника лошадью и дергания им поводом или неправильного положения корпуса всадника в момент прыжка.

Наиболее целесообразно преодолевать препятствия, имеющие прочно закрепленные жерди.

Моменты прыжка. Поведение всадника в момент преодоления препятствия имеет большое значение, оно тем больше, чем выше и шире препятствие. Чтобы уяснить сущность правила управления лошадью на высотном прыжке, необходимо рассмотреть механику его исполнения лошадью.

Для более удобного изучения прыжок лошади следует расчленить на следующие моменты: а) подход к препятствию, б) отталкивание (подъем на препятствие), в) подвисание, г) опускание на землю.

Подход к препятствию сопровождается энергичным действием задних ног с одновременным сокращением шеи и опусканием головы лошади, этим самым задняя часть корпуса подводится ближе к передней, что и обеспечивает накопление силы для броска корпуса лошади вверх. Одновременно выгибается и поясница, чтобы последующим выпрямлением увеличить бросок вверх и вперед. На последнем махе галопа лошадь подставляет задние ноги под перед и приближает их к передним ногам тем ближе, чем выше предстоит прыжок.

Увеличивая скорость движения, лошадь вместе с тем приноравливается к местности и отталкивается от земли в зависимости от размеров и характера препятствий. Однако это не всегда ей удается. Часто можно наблюдать, когда лошадь слишком рано и далеко отталкивается от препятствия или запаздывает произвести толчок, поднимаясь на препятствие чуть ли не под прямым углом. В первом случае у лошади может не хватить инерции для прыжка через широкое препятствие, во второму нее пропадает сила разгона; в такой обстановке лошадь часто цепляет за препятствие передними или задними ногами, либо "садится" на него всем корпусом.

Точный расчет прыжка с минимальной затратой энергии для его совершения вырабатывается хорошей подготовкой и длительной тренировкой лошади, а также умелым поведением всадника в момент прыжке лошади.

Отталкивание (подъем лошади на препятствие) состоит в разгибании ею всех углов задней части корпуса и выпрямлении поясницы. В этот момент лошадь передает всю тяжесть передней части корпуса на задние ноги и усиливает подъем его взмахом головы. Одновременно с выпрямлением задних ног и сильным отталкиванием от земли лошадь вытягивает вперед и вниз голову и шею, чтобы скорее переместить свой центр тяжести ближе к передней части корпуса (рис. 1).

Когда лошадь отталкивается от земли ногами, передняя часть ее корпуса посылается вперед и вверх на высоту, которая необходима для переноса туловища через препятствие; передние ноги подбираются, чтобы не задеть его. Угол подъема лошади будет тем больше, чем выше препятствие.

Подвисанием называется момент пребывания лошади в воздухе над препятствием, причем центр ее тяжести под действием сил движения и отталкивания перемещается по кривой линии (как бы по траектории) к передней части корпуса. Регулятором в этом случае является голова и шея, при помощи которых лошадь восстанавливает нарушенное равновесие и достигает правильного опускания на землю после прыжка. Когда передняя часть корпуса лошади находится над препятствием, лошадь опусканием головы вниз облегчит перенос своей задней части туловища через препятствие.

Без воздействия головы лошади ее позвоночник оставался бы параллельным углу подъема и лошадь опустилась бы сначала не на передние, а на задние ноги, что и происходит в том случае, когда всадник затягивает повод и откидывает назад свой корпус на прыжке, препятствуя свободному действию головы лошади.

Передние ноги лошади в момент подвисания согнуты до предела в запястном и путовом суставах так, что копыта почти соприкасаются с локтевыми суставами; задние ноги сгибаются под прямым углом в коленном, скакательном и путовом суставах (рис. 2).

Опускание. При опускании лошадь сначала опирается на вытянутую переднюю ногу, которая и принимает на себя всю тяжесть ее корпуса, а затем она подставляет вторую переднюю и задние ноги. В момент приземления важнейшую роль играют голова и шея лошади: взмахом головой кверху она значительно смягчает толчок о землю передних ног и способствует перенесению центра тяжести назад. Обычно лошадь сначала ставит на землю ту переднюю ногу, с которой она идет галопом на препятствие (рис. 3).

На выставление той или иной передней ноги вперед при опускании на землю после прыжка влияют различные причины, как, например, потеря лошадью равновесия при подвисании над препятствием, болезненное состояние какой-либо ноги или слабость плеча, а также неправильное смещение корпуса всадником и др.

Во время прыжка лошади изменяется положение центра тяжести ее корпуса, причем в какую-нибудь секунду времени лошадь должна несколько раз восстановить свое равновесие.

Так, при подходе к препятствию она имеет центр тяжести ближе к передней части корпуса, в момент подъема на препятствие передает его ближе к задней части корпуса, при отталкивании посылает массу своего веса вперед; в подвисании тяжесть распределена равномерно, а при опускании на землю тяжесть падает сначала на передние ноги и затем передается на подведенные задние ноги.

При всех перемещениях центра тяжести на прыжке главную роль играют голова и шея лошади, являющиеся важнейшими средствами сохранения ее равновесия.

Во все моменты прыжка всадник должен принимать такую посадку, которая в наибольшей степени облегчала бы работу передней или задней части корпуса лошади. Это достигается в процессе продолжительной тренировки в прыжках всадника на лошади через препятствия.

Положение всадника при прыжке лошади. Первый момент прыжка (подход к препятствию) начинается тогда, когда всадник направит лошадь на препятствие, и заканчивается последним темпом ее перед подъемом на препятствие. Во время подхода к препятствию всадник регулирует темп движения лошади в соответствии с размером препятствия, предоставляя возможность лошади правильно выбрать место отталкивания перед препятствием и не мешая ей рассчитать прыжок.

При подходе к препятствию всадник должен глубоко и прочно сидеть в седле, подав слегка корпус вперед от поясницы и сохраняя при этом упор на колени и стремена. Голова держится прямо, и взгляд направлен на препятствие с целью всесторонней его оценки.

Поводья рекомендуется разбирать по-учебному. Такой разбор обеспечивает своевременное воздействие ими на лошадь, чтобы не допустить обноса и предупредить ее отказ от прыжка.

Перед самым препятствием всадник усиливает действие шенкелей, подает немного корпус вперед и готовит отдачу повода, направляя лошадь на центр препятствия, и тем самым предупреждает закидку или обнос лошади (рис. 4).

Второй момент прыжка (отталкивание) является решающим. В этот момент на последнем темпе галопа лошадь делает наибольшее напряжение сил. Она опускает голову, вытягивает шею и подбирает под себя задние ноги для того, чтобы со всей силой оттолкнуться ими для подъема вверх и вперед при помощи энергичного взмаха головой и шеей.

В этот ответственный момент всадник сосредотачивает внимание на том, чтобы не отстать своим корпусом от лошади и не затруднить ей подъем излишним натяжением поводьев, что ограничивает взмах головы. Так как подъем лошади на высокое препятствие приближается к вертикальной линии, то в этот момент корпус всадника должен быть подан вперед. Сохраняя упор на колени и стремена в максимальной степени, всадник совмещает свой центр тяжести с центром тяжести лошади.

Вытягивание головы лошади всадник сопровождает подачей рук с поводьями вперед и вниз по ее шее, не допуская при этом подбрасывания их кверху и разворачивания локтей в стороны. На высотном прыжке всадник подает свой корпус от поясницы вперед, опирается на колени и делает больше упор на стремена, нагибаясь корпусом к шее лошади, прогибая поясницу вперед, не смещая колен вверх.

Такая посадка всадника на лошади при прыжке в большой мере облегчает работу задней части ее корпуса и обеспечивает свободный прогиб поясницы лошади (рис. 5).

В момент прыжка нельзя становиться на стремена, так как это ослабляет посадку и может привести к тому, что всадник окажется вышебленным из седла. В третий момент прыжка (подвисание) лошадь принимает горизонтальное положение и находится над препятствием с подобранными к туловищу ногами, опущенной головой и выгнутой поясницей. Всадник, чтобы не задержать поступательного движения лошади вперед, в это время продолжает держать корпус поданным вперед над холкой лошади, причем руки с поводьями опущены вниз по шее, а шенкеля прижаты к бокам лошади с оттянутыми вниз каблуками (рис. 6). Мастерство поведения всадника в этот момент прыжка должно состоять в том, чтобы, сохраняя равновесие и абсолютно спокойное положение на лошади, способствовать ее прыжку через препятствие. В четвертый момент прыжка (опускание) лошадь опускается на землю сначала на одну прямую переднюю ногу, потом на другую, а затем на задние ноги с подставлением их под корпус вблизи передних ног. Чем выше прыжок, тем больше сила падения на передние ноги, что вызывает болезненное ощущение у лошади (рис. 7).

Поведение всадника в этот момент должно в максимальной степени облегчить правильное приземление лошади без нарушения ее равновесия и преждевременного перемещения центра тяжести назад. При опускании лошадь чутко реагирует на потерю равновесия всадником и выправляет его головой и выставлением вперед одной из передних ног. В этом случае особенно вредно сказывается на лошади откидывание корпуса всадника назад, что вызывает толчок его в седло, болезненно отражающийся на спине лошади. Впоследствии лошадь неохотно идет на препятствия.

В момент опускания лошади на землю и до соприкосновения с землей задних ног лошади корпус всадника должен находиться в спокойном состоянии над холкой, выпрямляет всадник свой корпус только при возобновлении движения лошади после прыжка.

Таким образом, в начале прыжка главная нагрузка падает на задние ноги лошади, а при окончании вся тяжесть нагрузки лошади ложится на передние ноги. Вот почему грузные лошади со слабыми ногами сопротивляются или совсем отказываются преодолевать высокие препятствия, а хорошо прыгающие лошади при неправильной работе и злоупотреблении в преодолении высоких препятствий быстро разбивают передние ноги.

Наряду с большой затратой энергии лошадью прыжок требует также и от всадника большой силы, мужества и самообладания, особенно в тот момент, когда лошадь подходит к препятствию. На препятствие всадник должен идти смело и уверенно с непреклонной решимостью перепрыгнуть через него, не забывая при этом, что боязнь или нервозность всадника нарушает посадку и управление, сказывается неблагоприятно на лошади, и она будет стремиться уклониться от прыжка.

Вместе с тем нельзя предъявлять к лошади непосильные требования и заставлять ее прыгать через такие препятствия, которые она не в состоянии преодолеть без соответствующей подготовки. Нечего и говорить, что физические недостатки самой лошади в виде плохого зрения, слабости поясницы и передних ног, пороков копыта и т. п. вообще исключают возможность к преодолению высоких препятствий.

В. ЛОБАЧЕВ

<< Предыдущая | Оглавление | Следующая>> 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Наша кнопочка:

Код кнопочки:

 

  © 2009г. "Серебряная подкова"  Рейтинг@Mail.ru              
Hosted by uCoz